Когда все усилия приложены, тогда приходит и Помощь. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
20 февраля в 15:00 в Музее Н.К. Рериха будет прочитана лекция «Рерих и культурное наследие Азии». Часть 6: «Оазисы Восточного Туркестана» (видеозапись).
Преодолев высокогорный путь по Каракоруму, Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха направилась в Восточный Туркестан, занимавший западную часть Китая. Нина Василькова расскажет о его наиболее значимых оазисах, расположенных по окраинам пустыни Такла-Макан, — Хотанском, Яркендском, Кашгарском, Кучарском, Карашарском и Турфанском. Через эти области проходил Великий шёлковый путь, что способствовало проникновению многих религий — зороастризма, буддизма, даосизма, манихейства и несторианства. Наряду с ними сохранялась и местная первобытная религия, носившая ярко выраженные черты шаманизма.
В I веке н. э. в Восточном Туркестане начал распространяться буддизм, который, по словам участника экспедиции Юрия Рериха, «формировал духовную жизнь и характер народа, обогащал его литературу и искусство и давал ему определённое единство воззрений, что, вероятно, является одним из его величайших достижений».
Лектор также расскажет о легендах этих исторических мест. «В десяти километрах от Кашгара находится Мириам Мазар, так называемая гробница Марии, Матери Христа, — пишет Н.К. Рерих. — Легенда говорит, что после преследования Иисуса в Иерусалиме Мария бежала в Кашгар, где место её упокоения отмечено доныне почитаемым мазаром». В экспедиционном дневнике Рерих записал, что ему показывали этот мазар.
В Восточном Туркестане побывал Великий Будда во время своих странствий из Индии на север, к Алтаю. В Карашаре находилась Его чаша. «Есть предположение, — отмечает Николай Рерих, — что на этих местах стоял большой монастырь, где была чаша Будды, исчезнувшая из Пешавара [ныне территория Пакистана] и упоминавшаяся Фа Сянем». Святослав Николаевич Рерих изобразил её на своих картинах, одна из которых так и называется — «Чаша Будды» (1934). В одном из своих писем он сообщал, что эта священная реликвия чудесным образом была прислана Рерихам в Кулу (долина в Индии) в январе 1934 года. Писала об этом и Е.И. Рерих.
После лекции желающие смогут присоединиться к экскурсии по выставочным залам музея. Начало в 16:00.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.