|
Умение переменить оценку сознания будет уже порогом будущего. Мир Огненный, ч.2, 285 |
Как поживает Музей Рериха в зимние времена? Как ни удивительно, и зимой приезжают машины путешественников, экскурсии продолжаются. Зима - особенное время, когда в залах можно оставаться подолгу. Заглянем и мы в музейные залы с фотоаппаратом - не спеша.
Многие представляют Рериха как художника, который рисовал Гималаи. Но всё его раннее творчество было посвящено русской истории. Ещё в гимназические годы у Николая появилась мечта — стать художником для того, чтобы проиллюстрировать историю Древней Руси. Он мечтал, чтобы ему предоставили зал какого-нибудь музея; покрыть все стены живописью от пола до потолка, растолковать целый исторический период — жизнь древних славян ещё до призвания варяжских князей, чтобы каждый входивший в этот зал переносился в ту поэтическую эпоху. Хотя зал ему не предоставили, в целом мечту свою он всё же осуществил.
...Репродукции ранних работ Рериха и его русской серии расположены в комнате - "клети", так называется у старообрядцев более холодная половина дома, в которой не было печи. (Конечно, в музее проведено уже современное отопление, ведь оно необходимо как для сохранности экспонатов, так и для благополучия туристов, которых становится всё больше и в зимний период).
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте уймон.рф.