Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Не разрушайте чужого храма, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым.

Знаки Агни Йоги, 58

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

Мартовские экскурсии по Музею Н.К. Рериха в Верх-Уймоне: 2 этаж

20.03.2021



📷 Начало фотопутешествия - в феврале.

...Давайте поднимемся наконец по лестнице.

🖼 Выставка помещения при лестнице («связи») на втором этаже посвящено истории Знамени Мира и Пакта Рериха — международного соглашения об охране культурных сокровищ.

Нужно сказать, что при всей широкой и многообразной деятельности Н.К. Рериха это было одно из главных дел его жизни. Впервые Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Вашингтоне. Сначала его подписали только 20 стран. Этому предшествовало три десятилетия упорной работы по продвижению этой идеи. По всему миру проходили конференции в поддержку Пакта, создавались комитеты Знамени Мира. А в 1954 году положения Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции. Это ныне действующий международный договор об охране культурных ценностей во время военных конфликтов. Его подписали почти все страны мира, в том числе и наша.

В наши дни идея Знамени Мира набирает силу. Оно много раз побывало в Космосе, альпинисты разворачивали его на высочайших вершинах планеты. Альпинисты и космонавты лучше всех поняли и приняли идею Рериха. Космонавт Павел Виноградов сказал: «Мы подняли над планетой Знамя Мира для того, чтобы навсегда пространство войны и вражды было вытеснено с нашей планеты пространством Культуры».

Ряд фотографий справа показывает, что знак Знамени Мира не придуман. Это древний священный знак, который встречается во многих странах, на всех материках. Рерих искал такой знак, который объединит страны и народы, а главное — их религии. В разных странах знак трактуется по-разному, но везде обозначает что-то самое священное. Современную трактовку Николай Константинович чаще всего давал такую: это синтез науки, искусства и религии в круге Культуры. Ещё он говорил, что для него как человека православного это прежде всего знак Пресвятой Троицы.

Две боковые двери в «связи» ведут в комнаты, а третья — на балкон. Сейчас, выходя на балкон, мы видим справа строящийся энтузиастами на пожертвования дополнительный выставочный зал, чуть дальше — алтайский аил, а впереди — реку и синие горы в величественных облаках… 🏔


🖼 ...Именно второй этаж исторического дома В.С.Атаманова сохранился, поэтому здесь после реконструкции много подлинных деталей: все подоконники, оконные коробки и многие брёвна.

Одна из комнат второго этажа – «горница», здесь жили Н.К. и Е.И. Рерих во время экспедиции.

Елена Ивановна была спутницей, вдохновительницей и помощницей Николая Константиновича на всех его путях и во всех трудах. Вместе с ним прошла Центрально-азиатскую экспедицию — это подвиг, который до сих пор ни один мужчина не может повторить. Работая над картинами, Н.К. часто обращался к Елене Ивановне за советом, некоторые картины написаны по её замыслу. Знамя Мира тоже было детищем обоих. Е.И. вела обширную общественную работу, руководила многими организациями, которые были созданы в поддержку Знамени Мира в разных странах.

Миссия Елены Ивановны состояла не только в том, чтобы быть спутницей великого художника и учёного. Философское учение Агни-Йоги, данное Великими Учителями Востока, было записано Еленой Ивановной. Здесь, в Верх-Уймоне, были записаны многие главы из книги «Община».

Среди картин выставки — «Матерь Мира». Как рассказывает восточная легенда, когда наступил на Земле тёмный век, начались войны, преступления, злодеяния, Матерь Мира закрыла Лик Свой и запретила называть Имя Своё. Она начала ткать новое светлое покрывало. Когда Она окончит свою работу, то укроет этим покрывалом всю Землю. И тогда на Земле и в сердцах людей снова победит любовь и доброта.
Похожий образ есть и в христианстве — Покров Пресвятой Богородицы. А на востоке верят, что Эпоха Матери Мира уже наступает, что народы пробудятся и заявят свою волю к миру, сотрудничеству и единению. И первой, ведущей, и спасительницей народов будет Россия — Родина наша, потому что она первой приняла космические Основы взаимоотношения народов: сотрудничество, мирное сосуществование, братское единение и взаимопомощь.

Несколько картин зала посвящены Св.Сергию Радонежскому. На одной Он держит в руках храм — это символ будущей России, которую Он строил и собирал уже тогда, в 14 веке. Русь страдала тогда не столько от татарского ига, сколько от княжеских войн. Сергий пешком обошёл всю Русь, примиряя князей. Его называют Строителем Государства российского, Воеводой Земли Русской, Хранителем и Заступником Руси. Сам Сергий, его ученики, ученики учеников основали более сотни монастырей, которые стали очагами духовного подъёма народа.

Далее ряд картин, принадлежащих к серии «Знамёна Востока». Эта серия посвящена Основателям мировых религий, святым и подвижникам разных стран.

🖼 ...Из горницы переходим в комнату, где у Варфоломея Семёновича Атаманова была библиотека.

Во время экспедиции здесь поселили Юрия Николаевича. Его знания сыграли огромную роль в экспедиции: не считая 8 европейских языков, он владел 22 восточными (китайским, персидским, тибетским, монгольским, всеми современными разговорными индийскими языками и даже древними умершими — санскритом и пали). Благодаря этому удавалось наладить контакт и с полудикими племенами, и с высокими ламами из буддийских монастырей.

Из всей семьи только старший сын Рерихов смог вернуться на Родину — в 1957 году, по приглашению Хрущёва. За 2,5 года он успел возродить отечественное востоковедение и вернуть Родине имя отца. Николай Рерих был очень знаменит в России до революции — так, современное издание «Рерих в русской периодике» содержит шесть толстых томов! Но в Советском Союзе имя Рериха было под неофициальным запретом, и чтобы начать проводить выставки картин и публиковать труды Н.К. Рериха, Юрию Николаевичу пришлось преодолевать серьёзные препятствия.

Святослав Николаевич, младший сын Рерихов, стал известным учёным, общественным деятелем и художником. В зале представлены несколько основных тем в его творчестве: картины, предупреждающие об угрозах современной цивилизации, библейские сюжеты, картины, воспевающие целительную силу красоты и гармонии, многоцветные лики Индии, портреты.

«Будем всегда стремиться к прекрасному, — призывает Святослав Рерих. — Будем идти вперёд во имя Красоты. Развернём наши знамёна, развернём Знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося всё больше красоты в жизнь каждого дня».
Здесь же — фотовыставка, помогающая рассказать о роли духовного ученика Н.К. Рериха — Б.Н. Абрамова, а следом его ученицы — Н.Д. Спириной. Они жили в Харбине (городе, основанном русскими поселенцами как станция на строившейся Китайско-Восточной железной дороге), но настало время, когда Рерихи начали писать им, что нужно ехать на Родину.
В 1959 году Б.Н.Абрамов и Н.Д.Спирина переехали в Советский Союз, чудесным образом смогли провезти в него книги Учения Живой Этики. Наталия Дмитриевна работала преподавателем музыки в новосибирском Академгородке, а когда появилась возможность, начала знакомить советских людей с творчеством Н.К. Рериха.

Создание Сибирского Рериховского Общества, строительство и работа общественных музеев Рериха в Новосибирске и Верх-Уймоне, их издательская и другая деятельность, — всё это воплотилось в жизнь благодаря пламенному труду Наталии Дмитриевны и её преданности делу Рерихов. И самое драгоценное для тех, кому посчастливилось хотя бы раз разговаривать с нею — это возможность увидеть не в книге, а в жизни духовного подвижника современности и понять, что такое настоящая работа над самим собой во имя Общего Блага.
Ведь в конечном счёте, красота необходима не только на картинах. Когда мы принимаем её в собственное сердце, когда стараемся наполнять ею мысли, действия и характер, когда учимся замечать её в людях и мире вокруг — это и преображает каждодневный человеческий быт в истинное космическое бытие.


 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.