Если соизмеримость не соблюдена, разрушается и решимость. Наша решимость – до последней черты. Озарение, ч. 3, гл. 4, п. 11 |
23 апреля в 15:00 в Музее Н.К. Рериха Юлией Цыганковой будет прочитан доклад Н.Д. Спириной «Рерих и музыка», с которым автор выступил в 1976 году на I Рериховских чтениях в Новосибирске. В докладе будет приведено ряд высказываний Н.К. Рериха, которые характеризуют его как тонкого знатока музыки. «Аккорды Баха вводили в тот чистый храм, который расцветился приближением к Вагнеру, Римскому-Корсакову, Дебюсси, Скрябину... Большинство моих картин внутренне неразрывно связано с этими именами», — писал художник.
Огромное впечатление на Рериха производила музыка Вагнера. «Какая это могучая картина, сколько в ней прозрачности и силы!» — записывает он своё впечатление от музыки «Полёта Валькирий». Художник пишет картину «Бой» («Морской бой»), на которой первоначально всё небо было занято летящими валькириями, но затем автор меняет этот замысел: «Захотелось убрать их, построив медно-звучащие облака — пусть сражаются незримо».
Рериху была близка космичность музыки Скрябина, его идея, которую стремился выразить композитор в музыке: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».
Мусоргский был одним из тех, кого Рерих считал «сеятелями», творцами красоты, творцами вечного.
Художник создал много эскизов для декораций близких ему по духу опер, балетов и театральных постановок. В этих декорациях он стремился передать средствами живописи музыкальное содержание постановки, её эпоху, её настроения.
На экране будут демонстрироваться многие «музыкальные» картины Н.К. Рериха.
В 16:00 все желающие смогут присоединиться к экскурсии по выставочным залам музея.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.