Красота спасет от сквернословия. Надземное, 278 |
30 апреля в 15:00 в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске будет прочитана лекция «Русские сезоны Дягилева».
Гастрольные спектакли русской оперы и балета в Париже в 1908 и 1909 годах, получившие название «Русских сезонов» (просуществовали до 1929 г.), — яркое явление в истории театра. Инициаторы Сезонов — художники группы «Мир искусства» — поставили задачу показать Европе всё лучшее, что было создано в России в области музыки, танца, живописи. Душой и практическим воплотителем этого смелого и трудного предприятия, «блестящим дирижёром отлично подобранного оркестра» был Сергей Павлович Дягилев.
Людмила Толстихина расскажет о том, как русское искусство завоёвывало мир. В авангарде этого мирного «завоевательного похода» шёл театр.
Н.К. Рерих участвовал в этом «большом русском деле», как он называл деятельность Дягилева и его сподвижников. «Верилось, что достойная оценка всех русских сокровищ произойдёт, — писал он. — И вот ценности утверждены, славные деятели признаны, и слава русская звучит по всем краям мира. Радуется сердце о Славе Русской». Художник ценил в Дягилеве энтузиазм, преданность искусству и называл его «искренним рыцарем эволюции и красоты».
В течение многих последующих лет спектакли, проходившие в рамках «Русских сезонов», и созданные для них декорации и костюмы Бакста, Рериха, Головина, Бенуа сохраняли значение классических образцов. Оформление Рерихом оперы Бородина «Князь Игорь», особенно её второй акт «Половецкие пляски», и балета Стравинского «Весна священная» осталось непревзойдённым.
На экране будут показаны фотографии, декорации; прозвучат музыкальные фрагменты.
В 16:00 желающие смогут присоединиться к экскурсии по выставочным залам музея.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.