Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны». Надземное, § 542 |
12 марта в 15:00 в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха Юлия Цыганкова прочитает лекцию «Миларепа — величайший святой Тибета».
С.Н. Рерих в статье «Дух Гималаев» пишет: «Великие Риши устремлялись в своих священных поисках к Гималаям. Могущественные Учения и Доктрины зародились под их вознесёнными пиками. Разве не примечательно, что во всём мире Великие Учителя любой расы и веры всегда шли к вершинам, чтобы найти здесь глубочайшие откровения?»
«Подвижники на вершинах своими непрестанными благими молитвами и посылками высоких мыслей спасают мир земной, соединяя его с Надземным через себя. Не будь их, земной мир погиб бы в своих собственных порождениях» (Н.Д. Спирина).
Величайшего святого Тибета Миларепу чтут тибетцы всех буддийских школ и сект как совершенного святого и йога, его почитают как поэта и слагателя гимнов, которые на устах у всех простых людей Тибета. Миларепу почитают в Тибете так же, как Кришну в Индии, его называют Сократом Азии, сравнивают с великим Конфуцием. В трудах Н.К. Рериха он назван «тибетский Орфей», у Ю.Н. Рериха — «Святой Франциск Страны снегов».
Заповеди Миларепы о праведной жизни — это те же заповеди, что провозглашались святыми всех эпох — Древнего Китая, Индии, Вавилона, Египта, Рима... В Тибете буддизм никогда не существовал в чистом виде, он выдержал сильнейшую борьбу с местной религией бон. И заслуга Миларепы в распространении буддизма в Тибете очень велика. Святой принадлежал к секте Каргьютпа, которая является полуреформированной конфессией буддизма; она мудро избегает крайностей Махаяны и Хинаяны и среди исповедующих Северный буддизм занимает промежуточную позицию.
Этому великому святому Н.К. Рерих посвятил картину, которая входит в серию «Знамёна Востока». Она называется «Миларепа слушающий». На картине мы видим освещённые лучами восхода вершины, похожие на Эверест, перед входом в пещеру сидит святой Миларепа в канонической позе, держа правую руку у своего уха. «Великий поэт Миларепа знал силу предрассветного часа, когда в этот благословенный момент его дух сливался с великим мировым духом в осознанном единстве» (Н.К. Рерих).
Рассказывая о жизни святого, автор будет опираться на книгу «Великий йог Тибета Миларепа», которая вышла в свет на английском языке в 1928 году под редакцией известного антрополога и востоковеда У.Й. Эванса-Вентца. Это автобиографическая повесть, записанная со слов Миларепы его близким учеником Речунгом. О ней писал С.Н. Рерих: «Книга наиполезнейшая, и я очень рекомендую... прочесть её. Она даёт представление о старинном типе аскетов».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.