Улучшаясь сами, мы улучшаем все окружающее. Рерих Е.И. Письмо от 27.02.1934 |
23 июля в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха в 15:00 будут демонстрироваться фильмы из цикла «Рерих и театр»: «Рихард Вагнер» и «Пер Гюнт», созданные Еленой и Александром Кочергиными (г. Москва) для сопровождения выставки театральных декораций Рериха, которая проходит в музее его имени.
Одним из любимых музыкальных произведений Н.К. Рериха была опера Вагнера «Валькирия». В 1907 году художник написал три картины, назвав их «эскизами декораций к “Валькирии”»: «Жилище Гундинга», «Ущелье» и «Заклятие огня». Он создаёт их «не по заказу, а для себя» — по зову сердца и внутренней потребности. Они стали первой пробой Рериха на театральном поприще.
Трижды художник обращался к оформлению произведений Вагнера. К сожалению, ни один из этих спектаклей не увидел свет рампы. Между тем эти работы можно назвать одной из вершин мастера в области театрально-декорационного искусства. Немецкий критик В. Риттер назвал декорации Н.К. Рериха к сценическим произведениям Р. Вагнера лучшими в мировом изобразительном искусстве.
В 1912 году на сцене Московского художественного театра состоялась премьера постановки драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт». Спектакль превратился в яркое, незабываемое зрелище. Живописность декораций Рериха в полной мере соответствовала лирической музыке Грига. Современники отмечали, что Рерих, который не бывал в Норвегии, сумел силой своей художественной интуиции создать атмосферу, присущую этой северной стране. Образ Сольвейг — воплощение душевной чистоты, любви, силы духа — противостоит образу «не нашедшего самого себя» Пер Гюнта. Именно сила её любви спасает Пер Гюнта, очищает и преображает его.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.