Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
Из выступления Т. Деменко:
«В ПОХВАЛУ СВ. СЕРГИЮ»
«В акафисте Преподобному Сергию есть такие удивительные слова: “Радуйся, дивный подражатель совершенства Отца нашего Небесного”. Сергий подражал совершенству Высшего, и ему тоже стали подражать.
Ведь человек не может ни подниматься, ни падать один. По закону вселенской взаимосвязи он всегда кого-то тянет за собой — или вверх, или вниз. И чем сильнее и масштабнее человек, тем больший круг людей он захватывает своим влиянием. Св. Сергий охватил всю Русь. Мы знаем, что Он не проповедовал и жил внешне незаметно, но внутренне так мощно, что к Нему потоком шли люди. Шли, напитываясь огнём его духа, его веры, его мужества, его любви.
Люди 14 века, придавленные долгие годы угнетением и страхом, стали расправлять спины, стали ощущать свою силу. И, наконец, они стали верить в победу над вековым татарским игом. И победа пришла. Духовным центром победы русичей и стал Святой Сергий.
Основатель нашего музея Наталия Дмитриевна Спирина писала: “Вспоминая о Преподобном Сергии, мы обращаемся не только к прошлому. Такие, как Он, — вне времени. Они пребывают и в настоящем, и в будущем. Они всегда с нами, когда мы с Ними. Будучи с Ними, мы даём возможность помогать нам, открываем Им вход в нашу жизнь”.
О КАРТИНЕ Н.К. РЕРИХА «СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»
«Картина была создана Рерихом в Индии в 1932 году. Она являлась, по его замыслу, «левым крылом диптиха», предназначавшегося «для исполнения в цветном стекле», т.е. в мозаике или в витраже. (Правое крыло — картина «Святой Франциск»).
Желание Рериха, чтобы картина была выполнена в цветном стекле, было осуществлено в 2014 году в часовне на территории нашего музея.
Так сложились события, что это единое произведение практически сразу же после его написания оказалось в разных странах.
Картина иконографична. “В Белграде [она находилась с 1936 по 1948 год] в музее я молился перед иконой Святого Сергия работы Рериха” — говорил один известный архиепископ того времени (отец Виктор из Шанхая).
Используя некоторые композиционные принципы иконописи, Рерих изобразил Сергия Радонежского в полный рост, крупным планом. Подвижник держит в руках церковь — белокаменный храм, — а за его спиной возвышается монастырский комплекс, ассоциирующийся с Троице-Сергиевой лаврой.
Детищем Сергия являлась не только Троице-Сергиева Лавра, вся Русь может быть символизирована этим храмом, который Святой бережно держит в руках.
На картине художник изобразил момент известного исторического события — Преподобный благословляет русское воинство на решающее сражение, Куликовскую битву. За холмом под знамёнами выступают в поход русские полки с обращёнными к небу и готовыми к бою копьями. Из-за пригорка поднимается хоругвь с ликом Христа.
Надпись внизу картины гласит: “Дано св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…”.
Прежде всего к внутреннему сплочению и единству страны призывал Святой. И сейчас история повторяется. И сейчас на бессменном дозоре стоит Святой Сергий».
В канун дня рождения Н.К. Рериха гости музея посмотрели фильмы студии СибРО «Творец будущего» и «Мировоззрение Новой Эпохи».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.