Признательность есть оправа справедливости. Община, 211 |
Автор монографии отметила, что традиционное японское искусство выросло на почве дзэнского мировоззрения и эстетики, а неугасающий интерес к нему в мире вызван тем, что ориентировано оно не на преходящие ценности, а на сущностные проблемы бытия и следует по пути, ведущему к истине, самопознанию, внутреннему самообновлению.
Приведём выдержки из книги Е.Е. Малининой:
«Создание произведения искусства расценивается как акт творческой медитации, а созерцание красоты — будь то чашка, используемая во время ритуального чаепития, или виртуозно написанный иероглиф, впитавший в себя духовные эманации мастера, становятся частью религиозной практики последователя дзэнского учения»
«Не случайно многие из дзэнских искусств объединены словом Путь (Путь чая, Путь цветка, Путь кисти и туши, Путь сада и т.д.). Иными словами, это Путь к духовному самообновлению, к обретению своего настоящего «я» через полную самоотдачу в каком-либо из видов художественной деятельности. Это путь к преображению жизни через переживание истинно прекрасного».
«Многие монахи, рисующие в дзэнской манере (дзэн-га), обычно не претендовали на звание профессиональных живописцев. (…) Притягательность творений дзэнских монахов объясняется не столько техническим мастерством, сколько внутренней силой, излучаемой ими, духовным опытом, ощущением гармоничной целостности их натуры».
«Большую роль играла и сама символика образов, наполненность их нравственно-этическим содержанием, сосредотачиваясь на котором художник очищал свой ум и сердце».
К изображению на обложке книги:
«…Часто на картинах дзэнских художников можно увидеть смешного толстого человечка с огромным круглым животом и с не менее огромным мешком за спиной! Это — Хотэй… образ полулегендарный-полуисторический, берущий своё происхождение от китайского монаха X столетия Чи Цзу, который странствовал по родной провинции, забавляя людей комической внешностью, нелепым обаянием и шутками, исполненными искренней доброты. (…) Всегда улыбающийся, всегда благодарный тому, что есть, никогда не обременяющий людей своими заботами или печалью, Хотэй пребывает в созвучии с Дао, исполненный внутренней гармонии и мира. (…) И весь его счастливый и радушный облик говорит нам, что подлинная свобода заключается не в том, чтобы иметь то, что хочешь и любишь, а любить и принимать то, что даётся Богом и судьбой».
«В Японии, как и в Китае [откуда в XIII веке буддизм дзэн пришёл в Японию], издревле помнили о единстве мира и знали, что всё находится в постоянном взаимодействии, верили в возможность влиять на пространство словом, поступком, мыслью. Поэтому и считалось, что виртуозно, мастерски написанные иероглиф, знак, картина (мастерски — значит с полной самоотдачей и вложением психической энергии в акт создания изображения) способны сгармонизировать мир, сбалансировать Вселенную, внести лад и гармонию в жизнь».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.