Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб. Рерих Е.И. Письмо от 21.08.1931 |
24 декабря в Музее Н.К. Рериха открылась персональная выставка А.П. Веселёва. В экспозиции представлены 62 картины — в основном это масляная живопись и несколько акварелей, 14 рисунков, а также декоративно-прикладное творчество художника — небольшая коллекция тарелок, инкрустированных поделочным камнем и расписанных в особом стиле. Роспись включает элементы алтайского орнамента и в некоторых работах — скифского звериного стиля. Экспонируется небольшая икона Богоматери «Неупиваемая чаша», которую Анатолий Петрович написал маслом.
В этот день друзьями и гостями музея художнику было сказано много тёплых слов как о художнике, так и человеке. Приведём выдержки из некоторых выступлений.
Т.П. Осипова:
У нас сложилась добрая традиция — проводить выставки алтайских художников в новосибирском Музее Рериха, сложилось и сотрудничество с художниками прекрасного Алтая. Но Анатолий Петрович не просто художник — он ещё и наш сотрудник, и выставки его работ в музее проходили уже несколько раз.
А.П. Веселёв родился 18 февраля 1952 года в Горно-Алтайске, уютно расположенном в долине, окружённой со всех сторон горами.
Анатолий Петрович очень любит наблюдать и изображать на своих холстах природу. Конечно же, увлечение биологией способствовало сближению художника с природой, научило понимать и чувствовать её. Именно природа даёт ему многочисленные темы для творчества. Порою с рюкзаком за плечами и этюдником он «пропадал» на несколько недель, путешествуя по Горному Алтаю, который исходил вдоль и поперёк, а возвращался из похода всегда воодушевлённый, с многочисленными фотографиями природы, приносил много зарисовок-заготовок, из которых со временем появлялись чудесные картины. Часть этих работ вы видите сейчас на стенах этого зала.
С.А. Деменко:
Сегодня у Анатолия Петровича праздник, праздник у всех нас. Это значительное событие — художник представил целый зал своих работ, большинство из них новые, эти картины никто ещё не видел.
Для Анатолия Петровича характерна безусловная преданность природе Алтая. Бесконечная песня Алтая, бесконечное изливание этой любви в очередной раз нам представлено.
Анатолий Петрович, трудись дальше, будем устраивать твои выставки и радоваться твоему творчеству.
Н.Д. Жарий:
С 2004 года это уже пятая выставка творчества А.П. Веселёва в Музее Н.К. Рериха. Алтай, красоты Алтая для многих стали источником вдохновения. Н.К. Рерих говорил, что мысль о прекрасном настолько мощна и растуща, что человек не может её удержать в себе молчаливо, а обязательно должен поведать об этом всеми доступными ему средствами — кто-то в поэзии, а кто-то в живописи.
Во время одной из выставок в нашем музее проходила его выставка акварельных работ, и мы впервые от него услышали, что он начинает писать маслом. Эта техника для него была новая.
На этой выставке мы видим только несколько акварельных работ. За эти десять лет мы видим, как формировался он как художник, рос как человек.
А.П. Грачев:
Анатолий Петрович, я помню первое знакомство с Вашим творчеством: это были небольшие акварели. Акварели — это же чистая, непосредственная техника. И, когда художник впервые показал картины маслом, я поразился, насколько много они взяли от акварелей. Это так здорово — перенести в масляную живопись акварельные находки. Таких художников я больше не видел. Я от всего сердца желаю Анатолию Петровичу всё новых и новых находок в творчестве и творческого полёта.
Н.М. Кочергина:
В середине девяностых годов только начиналось строительство, восстановление дома Атамановых для создания Музея Рериха, и Анатолий Петрович решил туда переехать. Наталия Дмитриевна благословила его на этот переезд. Она потом вспоминала об этом дне, мы с ней говорили.
Он — наш первый старожил, представитель сибиряков, представитель Рериховского общества там. И все эти годы он, как верный страж, живёт на Алтае, живет рядом с Музеем Николая Рериха и воспевает те чудесные места.
Рост его как художника у нас на глазах произошёл.
Последние годы идёт какой-то интенсивный рост его как художника. Почему? Обратите внимание потом, когда пройдёте по залу, на картины 2022 года. Они очень отличаются от всего, что создано раньше. Там и раньше пробивались вот эти удивительные световые краски. Они насыщены какой-то удивительной тонкостью, многообразием световым и в них именно много очень света, радостного света.
Е.П. Ананьина:
Глядя на Ваши работы, мы чувствуем ту любовь, которую Вы выражаете при помощи красок, — это любовь к Алтаю, к природе. Благодарим Вас за Ваш труд.
Вам просил передать поздравление с открытием очередной выставки Пётр Викторович Ананьин (г. Кемерово). Он встречался с Вами всего два раза: на Алтае и здесь — в музее, но очень часто вспоминает Вас и желает удачи во всех делах.
В.П. Браздовский
Хочется поздравить Анатолия Петровича с очередной выставкой и сказать ему огромное спасибо за картины, которые помогают увидеть красоту в природе и показывают нам прекрасный Алтай.
Т.М. Корнеева:
Анатолий Петрович, в любом деле Вы находили творческое начало. Помню, когда на строительстве Музея Н.К. Рериха Вы выравнивали стены и буквально находились в тумане оранжевой пыли. На вопрос — как Вы? Отвечали: «Занимаюсь творческой работой».
Л.Ф. Кашеутова:
Под впечатлением открывшейся выставки родились такие строки:
КРАСОТА
Светло и радостно — пришли приветы с гор,
И заиграли, и запели краски,
Художник Веселёв в Музей вошёл,
И заискрился зал чудесной сказкой!
Всё здесь: туманы и дожди,
Цветы весной и летом,
В пушистые снега леса одеты,
Но где же нам ещё увидеть это?
И горы Стражами стоят — кругом моя Россия!
Любовь и Красота — такая Сила!
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.