Мудрость заключается в том, чтобы уметь прислушаться к советам и принять из них наилучший. Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1934 |
21 января в Музее Н.К. Рериха с творческой программой выступила София Луговая, солистка образцового коллектива студии индийского танца «Васанта» (г. Новосибирск). Она исполнила композиции южноиндийского танцевального стиля — Бхарата Натьям, который зародился в штате Тамил Над. Официально считают возраст стиля около двух тысяч лет.
«Алариппу» — эта композиция по традиции исполняется первой. В ней нет смыслового аспекта, это «чистый» танец, действие которого полностью основано на ритме и направлено на расслабление разума. «Алариппу» (в переводе — цветущий бутон) символизирует пробуждение.
«Джатисварам» — техническая танцевальная композиция, в которой танцовщица показывает различные ритмические рисунки, демонстрируя техничность и красоту движений при высокой скорости, гибкость и выносливость.
Аштапади «Чарашиле». «Аштапади» (в переводе — восемь шагов) относится к санскритским гимнам поэмы «Гита Говинда», которые составил поэт XII века Джаядева. Гимны воспевают красоту, любовь Кришны и Радхи.
Киртанам «Муддугаре Яшода». «Киртанам» (прославление Господа) своими корнями уходит в древнюю ведическую традицию, согласно которой певец или певцы описывают легендарное прошлое либо выражают преданную любовь к Богу. Молитвенное песнопение сопровождается танцем с ярким эмоциональным выражением.
«Тиллана» — композиция, обычно исполняемая в завершении концерта.
Для «Тилланы» характерны высокая скорость, усиленная работа ног, энергичные движения и разнообразные ритмические рисунки. Этот танец, в котором танцовщица демонстрирует свои максимальные технические возможности.
В конце композиции по традиции есть смысловая часть, посвящённая возвышенной теме любви к Богу либо героической теме индийского эпоса.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.