Источник творчества неиссякаем, когда жизнь наполнена мыслью. Потому мыслить значит строить жизнь. Мир Огненный, ч.3, 150 |
12 февраля 2023 года исполнилось 144 года со дня рождения выдающейся русской женщины Елены Ивановны Рерих, принесшей миру провозвестие Новой Эпохи — Учение Живой Этики. Роль этой великой женщины в истории нашей планеты по достоинству может быть осознана и оценена лишь грядущими поколениями.
В Музее Н.К. Рериха в Новосибирске состоялось два мероприятия, посвящённых этой дате.
11 февраля — выступление Татьяны Деменко «Елена Ивановна Рерих и Алтай».
«7 августа 1926 года Центрально-Азиатская экспедиция, руководимая Н.К. Рерихом, прибыла в старообрядческое село Верхний Уймон. Кроме самого Николая Константиновича в её состав входили жена художника Елена Ивановна, их старший сын Юрий. На алтайском этапе в экспедиции приняли участие Морис и Зинаида Лихтманы — ближайшие американские сотрудники Рерихов. Были с ними в Верхнем Уймоне и молодой ладакец Рамзана, занимавшийся хозяйственными вопросами, и тибетский лама Лобзанг, помощник Ю.Н. Рериха.
В Верхнем Уймоне Елена Ивановна работала над книгой «Община» — третьей из серии «Учение Живой Этики». По воспоминаниям крестьян, которые живо и с интересом наблюдали за жизнью участников экспедиции, она «возле окна, обычно сидела. Всё писала, писала. Не по книгам, а на память писала».
Книга начинается с обращения к каждому стремящемуся к истинному знанию: «Трудящийся, горят ли в твоём сознании основы сотрудничества и общины? Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения Наших гор» (Община. Вступление). И далее сказано: «Мудро провести черту между прошлым и будущим. (…) Также не забудем, что нет на Земле выше данного плана Общего Блага».
Полный текст выступления будет опубликован в журнале «Восход», № 346.
Встреча в музее завершилась показом слайд-композиции «Свет Звезды», посвящённой Е.И. Рерих.
***
12 февраля — выступление Надежды Жарий «Елена Рерих о России».
«Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех собравшихся сегодня в этом зале в день рождения Елены Ивановны Рерих. Елена Ивановна стала носительницей сокровенной Мощи и Знания Духа. Стала зовущей силой, зажигающей готовые души огненным словом.
С каждым годом всё больше и больше говорится о роли Елены Ивановны в сложнейшем процессе — передаче людям Земли знаний, без которых дальнейшее существование как самой Земли, так и населяющего её человечества уже невозможно.
О жизненном подвиге Елены Ивановны в записях Бориса Николаевича Абрамова сказано: “Подвиг творится по формуле «Рукой и ногой человеческой»; и не розами, но терниями устлан путь жизни, и не песнопения и славословия, но тяжкий крестный путь был уделом Её на Земле. (…) Но стойко, победно и твёрдо шла Она через жизнь, не жалуясь, не сетуя, не обременяя никого, но всем неся радость и бодрость и яро поддерживая каждую искорку света в сердцах к Ней обращающихся людей. (…) Каждое слово Учения было записано Ее рукою, и благодаря Ей, только Ей человечество получило Великое Учение Жизни”.
Непоколебимую веру в русский народ, в его Великое Будущее Елена Ивановна пронесла через всю свою жизнь. В её эпистолярном наследии огромное место занимают размышления об эволюционной роли России, раскрытии её огромного духовного потенциала и процессах нарождения нового расширенного сознания.
Вот, что говорится в её письме от 27 сентября 1937 г.: “Именно молодой народ, не имевший возможности еще развернуться во всю ширь своего простора, как географического, так и духовной потенциальности, имеет особую миссию. То обстоятельство, что русские имеют в себе больше азиатской крови, нежели другие европейские народы, и ставит его в совершенно особое положение. Новая Страна есть Ось Мира, и так называемый Пуп Земли тоже находится в ее пределах.
Сама Священная Шамбала относится многими тибетцами и монголами в Россию и к России — и в этом заключается великий Символ. Конечно, так называемой цивилизации в России было меньше, чем в Европе или в Америке, но принимая во внимание, что Франция меньше одной нашей Архангельской губернии, Англия же вмещается в поместья графов Орловых, Давыдовых или же Балашовых, то этим многое объясняется. К тому же не цивилизация ли с ее вульгарной роскошью породила столько разврата, подлости и изнеженности, с одной стороны, и столько преступлений, нищеты и озлобленности с другой. Цивилизация хороша, когда она идет рука об руку или, вернее, возглавляется Культурою. Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала ее суррогатом”.
Елена Ивановна справедливо считала, что новое мышление найдёт свое осознание в России, опора эволюции — в России, равновесие мира — в России, именно поэтому впервые в истории человечества новое провозвестие, Живая Этика давалась на русском языке.
“Не раз меня спрашивали, — пишет Елена Ивановна, — почему в теософической литературе нигде не упоминается Россия, шестая часть земного шара как бы не принималась в соображение? На это я отвечала, что все сокровенное особо охраняется, и если бы раньше срока было оповещено будущее значение этой страны, то ее растерзали бы на части.
Да и теперь говорю это Вам, зная, что сохраните доверенное в сердце. Ведь наша страна окружена всякими недоброжелателями. Многие хотели бы видеть ее в состоянии анархии, чтобы тем легче расчленить.
Но Щит Света поднят над нашей Родиной. Сдвиг огромный произошел в народе. Нрав его изменился, и годы унижения и лишения создали армию, не знающую поражения. Покровительство Сил Света и знак благоденствия стоят над нашей страной. Знаем, что все события послужат лишь на пользу ее, потому радость живет в сердцах наших. Новая Россия находится под знаком Водолея, созвездия Новой Эпохи” (8 марта 1938).
“Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира, — утверждает Елена Ивановна. — Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя еще недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира” (17.12.1935).
Она была убеждена, что Россию из её бедственного положения выведет сам народ, “Иван стотысячный”.
“О родине печаловаться не будем. Конечно, спасут ее не партии, но, именно, Иван стотысячный. И этот Иван стотысячный потребует нового света, новой духовной пищи и догматов, оправданных разумом и логикой. Потому и ризы новых духовных наставников его должны стать действительно белоснежными, и они должны будут идти стопами истинных Подвижников Духа, но не отображать Великие Образы в кривом зеркале невежества и стяжательства” (17.10.1935).
“Именно, черед за Иваном. Именно, Ивану стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким его знали раньше. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная, не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни, на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы” (12.12.1934).
В 1954 году своим корреспондентам она писала о том, что полностью отражает суть происходящего сегодня:
“Воздержитесь от всякого осуждения нашей страны. Явите глаз добрый! Страна новая, [так она называла Россию] страна страдающая, станет самой прекрасной, и Силы Света покроют её своим Щитом”.
“Теперь самое главное — совершенно невозможно уявиться на сотрудничестве ни с какими Северо-Американскими пропагандными организациями. Много подобных учреждений во всех странах, яро работающих на дискредитирование нашей страны. Очень нас предупреждали и предупреждают друзья против них (…)
Судьба Запада решена, там нет Будущего. Не ищите его ни в одной Европейской стране, но наблюдайте идущий развал. Но Восток возрождается…” (7декабря 1954).
Представителям же нашей страны Елена Ивановна напоминает о мужестве, достоинстве, истинном патриотизме:
“…Погибель наша в том, что мы утеряли мужество и национальное достоинство. Все еще силен в нас гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей и вошедший в кровь и плоть нашу, — обычай отвергать, умалять, очернять и всячески поносить, и предавать все свое родное. Пора научиться ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Не массы слагают историю и славу страны, но ее великие люди. Потому будем всячески охранять наших великих людей, являющихся истинным Сокровищем Страны. Так, сердцем знаю я, что Родина будет спасена не разложившейся эмиграцией, а Иванами Стотысячными и единичными сильными самоотверженными Духами” (2 апреля 1935).
“Час трудный — мерило истинной ценности [народа]. Геройство и жертвенность русского народа еще раз показали миру, что наша страна всегда является спасительницей и победительницей в мировых столкновениях. Наполеонам не ходить на Россию. Верим в великое будущее нашей страны” (3 января 1943).
“Время сейчас тревожное, но твердо знаю и верю в спасение нашей родины. Космическая Справедливость не допустит разрушения нашей страны. Никакие атомные бомбы ей не страшны. Наша Родина – лучшая страна, избранная для новой эволюции. Потому и все оявленные на дружбе с нею будут всегда на стороне победной. Думается, что все угрожающие события после краткой вспышки закончатся неожиданно и надолго. Начнется новая Эра широкого строительства, полная возможностей и взлетов до высот неизреченных. Мысль царствует над миром!” (22 июня 1951)».
Посетители музея также услышали рассказ о картине Н.К. Рериха «Ведущая» и посмотрели фильм студии Сибирского Рериховского Общества «Лада».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.