Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 2 |
19 марта в 15 часов в Музее Н.К. Рериха будет транслироваться доклад из рубрики «Видеоархив СибРО» — «Величайшие творцы Эллады. Перикл. Аспазия. Фидий». Автор — Л.В. Бугаева.
Время правления древнегреческого государственного деятеля Перикла (V век до н. э.) считают «золотым веком афинской демократии». Историки называют Перикла человеком, изменившим мир. Его соратники — философы Анаксагор, Сократ, софист Протагор, великий скульптор Фидий, удивительнейшая женщина Аспазия и другие замечательные люди.
Периклу были присущи абсолютная честность, неподкупность, самоограничение в расходах на себя и свою семью, дальновидность. Перикл был образцом для народа. Власть правителя основывалась на его даре убеждения. Вероятно, за это умение его прозвали Олимпийцем.
Что же нового внёс Перикл в афинскую демократию? Во внутренней политике он ставил две цели: укрепить демократию и превратить Афины в культурный центр греческого мира. Во всех делах ему помогала Аспазия. Плутарх писал о ней: «...каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей, и даже философы говорили о ней как о женщине незаурядной». Аспазия сопровождала Перикла даже в военных походах. Более того, он допустил её к принятию политических решений.
Перикл не только проявил себя как мудрый политик, но и запечатлел своё имя в веках, став инициатором создания великолепного памятника античной архитектуры — Парфенона, даже руины которого, сохранившиеся по сей день, вызывают восхищение.
Воспользовавшись перемирием со Спартой, Перикл начал осуществлять свои культурные и строительные замыслы, инициируя сооружение необыкновенных по красоте храмов, алтарей, скульптур. Именно это считается многими исследователями главной заслугой Перикла. Он мечтал сделать Афины самым красивым городом Эллады. Были приглашены лучшие зодчие со всей Греции. Возглавил это строительство выдающийся мастер, скульптор Фидий.
В Учении Живой Этики читаем: «Век Перикла остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. Перикл знал и восхождение, и удары судьбы. При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли».
В книге «Надземное» говорится: «Знаем имена Перикла, Анаксагора, Аспазии и Фидия, но не знаем судей, их осудивших. Мы помним изваяния Фидия, но не знаем покушавшихся на них. Будем думать, что этот позор человечества произошёл в последний раз, но такая дума будет лишь мечтой».
«Высокая культура Древней Греции, кратко блеснув на небе античного мира, исчезла с него, чтобы когда-то и где-то снова блеснуть светом новых нахождений среди новых народов Земли» (из Записей Б.Н. Абрамова).
Полный текст выступления: https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52204
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.