Ширина понимания начертит полосу возможностей. Беспредельность, 6 |
20 мая программа Музея Н.К. Рериха была посвящена Международному дню музеев.
Посетители познакомились с творчеством Н.К. и С.Н. Рерихов, которое представлено живописными работами, графикой и репродукциями картин. В течение дня проводились экскурсии по выставочным залам. Экскурсоводы также рассказывали о литературном и философском наследии семьи Рерихов.
В зале иконописи работает выставка «Шедевры древнерусской и старообрядческой иконы» («Центр искусств. Москва»). В этом зале сотрудником музея Надеждой Жарий была проведена экскурсия «Небесные Покровители». Также демонстрировалась видеозапись экскурсии по выставке кандидата искусствоведения, эксперта по культурным ценностям Министерства культуры РФ Натальи Мерзлютиной.
В конференц-зале состоялся концерт вокальной музыки. Студенты Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Алиса Волоцкая и Надежда Дицель исполнили произведения А. Вивальди, Дж. Б. Перголези, В.А. Моцарта, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха.
В завершение праздника демонстрировался фильм студии Сибирского Рериховского Общества о Н.К. Рерихе — «Голос Эпохи». В нём есть такие слова: «Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живёт. Таким человеком был Николай Рерих. (...) Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришёл в тот психологический момент истории, когда приход посланца был крайне необходим для будущего человечества» (Теодор Хеллин).
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.