Даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова. Знаки Агни Йоги, 50 |
«Центр искусств. Москва» и Сибирское Рериховское Общество открывают выставку картин Николая Рериха «АЛТАЙ — ГИМАЛАИ», посвящённую 150-летию со дня рождения великого русского художника и мыслителя (9.10.1874 – 13.12.1947).
Открытие состоится 7 июля 2024 года в одном из самых популярных и знаковых туристических и культурных мест Республики Алтай — на территории Мемориального дома-музея Н.К. Рериха в селе Верх-Уймон (Усть-Коксинский район Республики Алтай).
Выставка «АЛТАЙ — ГИМАЛАИ» включает в себя более семидесяти живописных и графических работ Н.К. Рериха из частных коллекций, а также принадлежавшие художнику предметы и архивные материалы.
Выставка станет одним из наиболее ярких и значимых проектов в ряду мероприятий юбилейного года Николая Рериха.
Её уникальность состоит в том, что она содержит ряд малоизвестных ранних работ мастера. Некоторые из них, такие как «Воин» (1894), «Небесный Бой» (неизвестный вариант картины, 1915 – 1916 гг.), «Неведомый певец» (1920) и другие, впервые будут представлены современному зрителю.
Название «Алтай — Гималаи» отсылает, с одной стороны, к богатому наследию Николая Рериха, первого русского художника, в творчестве которого горный пейзаж занял ведущее место. Рерих всегда возводил понимание горного пейзажа на более высокий уровень постижения действительности, видел в нём объект духовного порядка. С другой стороны, название выставки отсылает к знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции мастера и его семьи (1923 – 1928). По материалам экспедиции была написана книга «Алтай — Гималаи», рукописные и машинописные оригиналы которой также будут представлены на выставке.
В своей живописи и литературном наследии Николай Рерих отразил величие и культурное многообразие Азии — от Алтая до Гималаев, посвятив этому вторую половину своей жизни и заняв исключительное место в мировом искусстве как мастер горного пейзажа. Кроме того, посещая Алтай с этнографической и научной миссией, Рерих строил планы развития региона и изучал возможность организации в районе Белухи «культурно-промышленного центра».
Особенностью выставки является то, что она проводится в уникальном, исторически значимом месте — на территории бывшей усадьбы В.С. Атаманова в горном селе Верх-Уймон, где в 1926 году останавливался Н.К. Рерих во время знаменитой экспедиции по Центральной Азии. В настоящее время здесь располагается Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха.
Старообрядческое село Верх-Уймон расположено на высокогорном плато в 70 км от высочайшей горы Сибири — Белухи.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.