Там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия. Рерих Е.И. Письмо от 01.08.1934 |
27 мая на территории Мемориального дома-музея Н.К. Рериха в селе Верх-Уймон сотрудники завершили укладку тротуарных плиток. Прежние деревянные мостки уже потеряли своё качество и, кроме того, не обеспечивали безопасность — при дожде и наледи ходить по ним было очень скользко. Сейчас удобные пешеходные дорожки соединяют музей, новый выставочный зал, флигель, в котором находится книжный киоск, и служебное помещение для экскурсоводов.
Около месяца экскурсоводы имели возможность наблюдать все этапы дружной работы сотрудников и помощников музея по прокладыванию дорожек.
Этому предшествовали выполненные в 2024 году земляные работы, обозначившие контуры будущего тротуара, также была произведена отсыпка щебнем.
Работы в мае начались с бетонирования оснований под бордюры. Для приготовления бетона на строительную площадку на тележке подвозили щебень. После бетонирования началась установка тротуарных бордюров.
Затем в ход снова пошла тележка, на которой доставляли песок для планировки основания под тротуарную плитку. Перед этим песок просеивался на сконструированной самодельной установке. Завершилось всё длительным и трудоёмким процессом — укладкой самой плитки.
Все работы выполнялись вручную, единственным помощником на стройке была бетономешалка. Чтобы подогнать и плотно уложить тротуарную плитку, часто приходилось её пилить, и тогда над строительной площадкой поднимались клубы каменной пыли. Распиливали также и бордюры, которые заранее были изготовлены в мастерской музея.
Погода в мае была разная, поэтому приходилось работать и под палящим солнцем, и во время дождя, под тут же сооружённым навесом.
На каком-то этапе, чтобы не снизилась работоспособность и не нарушились строительные сроки, даже заговорили о научной организации труда.
Следует отдельно сказать о тротуарной плитке — она была изготовлена заранее собственными силами и по собственной технологии. Традиционная основа из цемента, песка и воды была украшена местным сланцем. Это было не только эстетическое, но и функциональное решение. Камень придал плитке дополнительную прочность и устойчивость, а его фактура и цвет создали особый декоративный эффект. Каждая плитка — неповторима, у каждой свой каменный узор.
В мае на стройке, кроме сотрудников СибРО Андрея Ломакина, Александра Садового и Виктора Пенькова, трудились друзья из Ярославля и Уфы: Евгений Бушуев, Алексей Коршунов, Владимир Лисин и Гумер Трегулов. Все работы курировал главный инженер СибРО Игорь Щербаков. Эта дружная бригада достойна самого глубокого уважения и благодарности за самоотверженный труд, готовность выполнять любую работу и решать сложные задачи.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.