Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость. Надземное, 47 |
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) — известный во всём мире великий художник, учёный, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист. Рерих — явление уникальное в истории мировой культуры. «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях», — сказал о Н.К.Рерихе сибирский учёный, академик А.П.Окладников.
Творческий дар Рериха возрос на русской почве, и сердцем он всегда принадлежал России, но полем его благородной деятельности была вся планета.
Николая Константиновича Рериха знают прежде всего как художника. Он создал более семи тысяч полотен, многие из которых украсили лучшие музеи мира.
Рерих — автор 27 книг; его статьи, очерки, стихи, названные М.Горьким величественным словом «Письмена», — это призывы к свету, знанию и красоте.
Рерих — выдающийся исследователь, путешественник, учёный, археолог. Организованная им Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая крупнейшим достижением в области географических исследований планеты, явилась настоящим научным и человеческим подвигом.
Рерих — один из создателей Института Гималайских исследований «Урусвати», научного учреждения нового типа, где c 1928 по 1940 год проводились обширные исследования, основанные на синтезе научных достижений Запада и Востока. По мнению академика А.Л.Яншина, Рерих «должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной».
Рериха по праву называют Водителем Культуры. С его именем связано создание Пакта Рериха — первого международного договора, посвящённого защите культурных ценностей человечества. Этот договор явился выдающимся вкладом в мировую культуру. Именно Рерих был первым, кто поднял голос в защиту созданий человеческого гения. Пакт Рериха лёг в основу Международной конвенции 1954 года, подписанной большинством стран мира. Символом Пакта стало предложенное Рерихом Знамя Мира — Знамя объединения всех людей во имя Культуры.
Рерих возглавлял различные культурные объединения и центры. При его жизни действовало несколько десятков Обществ его имени, посвящённых культуре, искусству и знанию.
Он сотрудничал с лучшими представителями культуры и науки: В.Стасовым, И.Стравинским, Р.Ролланом, Р.Тагором, Б.Шоу, Т.Манном, Г.Уэллсом, Р.Кентом, А.Эйнштейном и многими другими.
В разные годы жизни Рерих был удостоен самых высоких званий и наград, в числе которых были: русские ордена Св.Станислава III степени, Св.Анны, Св.Владимира; югославский орден Св.Саввы I степени; высшая награда Франции — Орден Почётного Легиона; Королевский шведский орден I степени.
Говоря о Николае Константиновиче, нельзя не упомянуть и обо всей семье Рерихов, представлявшей собою содружество четырёх великих людей, объединённых идеей служения общему благу.
Жена художника, «другиня, спутница и вдохновительница», Елена Ивановна Рерих (1879 – 1955) — выдающаяся женщина-философ, автор многих книг, общественный деятель. Если корни фамилии Рерих уводят нас вглубь древней Скандинавии, то Елена Ивановна принадлежала к славному русскому роду Голенищевых-Кутузовых; она состояла в родстве с М.И.Кутузовым, М.П.Мусоргским. Их старший сын — Юрий Николаевич Рерих (1902 – 1960) — крупный учёный-востоковед. Святослав Николаевич Рерих (1904 – 1993), младший из Рерихов, известен не только как художник, но и как учёный и общественный деятель. Все четверо членов семьи Рерихов оставили после себя огромное художественное и научное наследие, частью которого является Учение Живой Этики, названное академиком А.Л.Яншиным «мировой этической системой». Сейчас это наследие вызывает во всём мире всё возрастающий интерес.
Предлагаемая читателям книга рассказывает о периоде пребывания на Алтае в 1926 году Трансгималайской экспедиции, возглавляемой Н.К.Рерихом, и знакомит с той частью его художественного и литературного наследия, которое связано с Алтаем.
И странно и чудно — везде по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны...
Н.К.Рерих
Алтайские тропы Николая Рериха
Алтайский цикл картин Н.К. Рериха
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.